Паспорт школьного краеведческого музея — Пятницкая школа

Паспорт школьного краеведческого музея

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа»

Паспорт школьного краеведческого музея

Заведующий музеем Соловьев Николай Алексеевич, учитель I категории

Название музея: Пятницкий школьный краеведческий музей

Профиль музея: краеведческий

Дата открытия: 14 сентября 1998 года. Музей открыт в Ново-Пховской основной школе. С сентября 2008 года музей функционирует в МБОУ «Пятницкая СОШ».

Характеристика помещения: классная комната,

кв.м., светлая, не имеет хранилища

Предмет изучения: история края, школы; выдающиеся личности, ветераны.

Направления работы:

· поисково-исследовательская деятельность;

· учет и хранение фондов;

· экспозиционная деятельность;

· учебно-просветительская деятельность.

·

Руководитель музея: Соловьев Николай Алексеевич, учитель истории и краеведения первой квалификационной категории.

Адрес музея: 171935, РФ, Тверская область, Максатихинский район, п. Труженик, ул. Садовая, д. 7

Телефон школы: (448253) 31-3-45 Электронный адрес школы: pytnicha@rambler.ru

Разделы экспозиции:

· Основная экспозиция «Крестьянская изба конца ХIХ – начала ХХ вв»

· «Тверской край в годы Великой Отечественной войны»

· «Глиняная крестьянская посуда»

· «Масляная живопись местных художников»

· «Предметы быта дворян и купцов»

· «Археология Примоложья»

Раздел экспозиции: «Крестьянская изба конца ХIХ – начала ХХ вв» рассказывает об особенностях русского быта, ведения домашнего хозяйства, содержит предметы домашнего обихода. Создание в музее миниатюры красного угла деревянной избы является наглядным пособием при проведении уроков истории, «путешествий» в минувшие века, внешкольных мероприятий.

Раздел экспозиции: «Тверской край в годы Великой Отечественной войны». В нем представлены документы, фотографии земляков – Героев Советского Союза – Петрова А.П. и Смирнова В.А. Также представлены Книги Памяти, воспоминания ветеранов, другие книги и Великой Отечественной войне. Особое место занимают вещи, найденные на полях сражений у гг. Тверь и Ржев. Это гильзы, солдатские каски, немецкие газбаллоны и многое другое.

Раздел экспозиции «Глиняная крестьянская посуда» показывает широкий набор глиняной посуды местных мастеров. Это корчаги, кринки (крынки), растворники, кувшины, горшочки, рукомойники, тарелки.

Раздел экспозиции «Масляная живопись местных художников». В этой экспозиции собраны некоторые картины местных художников-любителей. Это и портреты, и пейзажи. Некоторые произведения не атрибутированы.

Раздел экспозиции «Предметы быта дворян и купцов». Эта экспозиция – одна из последних. Здесь собраны вещи, служившие известным промышленникам, как Рябушинские.

Раздел экспозиции «Археология Примоложья» создана также недавно. Она представляет некоторые находки на берегах озера Пхово и реки Мологи. Находки переданы археологами-любителями.

Музей располагает основными и вспомогательными фондами

Материалы основного фонда представлены вещественными памятниками — это:

· орудия труда: трепалки для льна, цеп, серп;

· предметы домашнего обихода и утварь: мебель, посуда, сито, утюги, самовар, ухваты, колокольчик, рубели, прялки, сундук, керосиновый фонарь и другие предметы;

· предметы прикладного народного творчества: вышивки, занавески, рушники;

· письменные материалы: печатные издания в виде журналов, газет, книг; подшивки газеты «Нева»;

· изобразительные материалы: картины, фотографии;

· документы: красноармейские книжки, орденские книжки;

· армейские атрибуты: солдатская форма, плащ-палатка, каски;

· осколки снарядов, гильзы;

· комсомольские и пионерские атрибуты: знамя дружины;

· предметы символики: знамя передовикам производства, победителям социалистического соревнования;

· фотографии и документальные материалы по истории края;

· альбомы: «Летопись Пятницкой школы», «Туристические школьные походы», «История деревни Пятницкое», «История села Лощемля» и др.

Имеющиеся собранные материалы соответствуют профилю музея. Фондовая работа в школе включает две непрерывно связанные между собой цели: сохранение и пополнение музейного фонда, и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности.

Цели и задачи школьного краеведческого музея прописаны в Положении о школьном музее.

Для функционирования школьного музея имеются Книги учета основного и вспомогательного фонда, Журнал экскурсий, Книга учета и выдачи материалов, Журнал отзывов и предложений.

Все экспонаты музея состоят на учете и имеют инвентарные номера согласно инвентарной книге. Каждый предмет в музее – часть постоянной или кратковременной экспозиции. Экспонаты выставлены в постоянной открытой экспозиции «Уголок крестьянской избы» и в шкафах-витринах.

Мероприятия, проводимые в музее: экскурсии, уроки, общешкольные мероприятия, внеклассные мероприятия.

Актив музея: руководитель музея, преподаватели, обучающиеся старших классов.

Совет музея: руководитель музея, преподаватели, обучающиеся старших классов, ветераны.

Организация работы музея:

День недели Мероприятия

понедельник проведение экскурсий

вторник, среда, пятница работа в музее с фондами, документами

четверг проведение мероприятий

1 раз в месяц заседание Совета музея

1-й понедельник

месяца заседание актива музея

Учредительными документами являются:

1. Устав школьного краеведческого музея МБОУ «Пятницкая СОШ»

2. Положение о школьном краеведческом музее МБОУ «Пятницкая СОШ»

Награды музея

1. Грамота за победу в районном смотре-конкурсе школьных музеев, 2005 г.

2. Грамота за победу в районном смотре-конкурсе школьных музеев, 2010 г.

3. Грамота за участие в областном конкурсе школьных музеев, 2010 г.

4. Грамота за победу в районном смотре-конкурсе школьных музеев, 2015 г.

Базовое оснащение школьного музея

1. Шкафы-витрины – 4 шт.

2. Стенды – 6 шт.

3. Стол учительский – 1 шт.

4. Стол ученический – 6 шт.

5. Стул учительский мягкий – 1 шт.

6. Стул ученический – 9 шт.

7. Доска аудиторная – 1 шт.

8. Телевизор – 1 шт.

9. Лампы освещения – 8 шт.

10. Батареи отопления – 5 шт.

11. Эл. розетки – 4 шт.

12. Выключатель – 1 шт.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда руководителя школьного музея

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1. К работе в должности руководителя школьного музея допускаются лица прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

2. Руководитель школьного музея является ответственным за организацию краеведческой, музейной, поисковой работы, за создание здоровых и безопасных условий при проведении данных мероприятий.

3. Обязанностями в области охраны труда являются:

· организация краеведческой, музейной, поисковой работы учащихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда;

· осуществление контроля за соблюдением обучающимися правил безопасности при проведении краеведческих, музейных, поисковых мероприятий;

· осуществление контроля за выполнением санитарно-гигиенических норм и требований, правил техники безопасности и пожарной безопасности при проведении данных мероприятий.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

1. Необходимо проверить исправность и чистоту используемого оборудования, мат. обеспечения, средств обучения.

2. Убедиться в соответствии нормам охраны труда места проведения мероприятий.

3. Убедиться в знании учащимися правил техники безопасности (по необходимости провести инструктаж по технике безопасности с соответствующими отметками в журналах инструктажа обучающихся).

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. В ходе работы четко контролировать соблюдение требований охраны труда.

2. Установки и оборудование должны быть размещены в соответствии с правилами и нормами техники безопасности и производственной санитарии.

3. Следить за соответствующим санитарно-гигиеническим состоянием помещения, места проведения мероприятий.

4. При проведении экскурсий следить за тем, чтобы экспонаты располагались в безопасных местах, без разрешения не передвигались, не поднимались, не использовались каким-либо образом. Трогать экспонаты без разрешения руководителя музея запрещается.

5. В ходе проведения инвентаризации, составлении и разработке учебной музейной экспозиции, чистке, сушке, реставрации следует быть внимательным и осторожным.

6. При работе с режущими, колющими инструментами, стеклом, керамикой использовать перчатки, мягкую подкладку, тканевые отрезы.

7. При чистке экспонатов используется специальные щетки и скребки, а также необходимы фартуки, ватно-марлевые повязки и перчатки.

8. В школьном музее запрещается хранение взрыво и пожароопасных предметов, веществ, оружия как огнестрельного, так и холодного, изделий из драгметаллов, монет и медалей.

9. Проветривание и влажная уборка помещения проводятся ежедневно.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

1. При плохом самочувствии учащегося немедленно препроводить к мед. персоналу (в ближайшее лечебное учреждение), сообщить об этом руководству.

2. При возникновении опасных, экстремальных либо чрезвычайных ситуаций (пожара, прорыва системы отопления, водопровода, электрозамыкании, при обнаружении подозрительных предметов и т.п.) следует немедленно сообщить об этом руководству, принять меры по эвакуации обучающихся и возможной ликвидации (локализации) возникшей ситуации в соответствии с разработанными правилами и инструкциями.

3. При получении учащимся травмы (ранения, отравления, ожога) оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, сообщить об этом руководству, при необходимости доставить в ближайшее лечебное учреждение.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

1. По окончании занятии необходимо проверить чистоту и исправность используемого оборудования, снаряжения, иного имущества.

2. Проконтролировать приведение места проведения мероприятия в надлежащий порядок.

ОЗНАКОМЛЕН: ______________________

Правила поведения в школьном музее

Действия и поведения учащегося в школьном музее должны регламентироваться:

— Уставом школы;

— Положением о школьном музее;

— Правилам соблюдения безопасности в школе.

Каждый учащийся школы перед посещением постоянной экспозиции музея или временной выставки в выставочном зале должен ознакомится с правилами поведения в школьном музее.

Так, по залу музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга, недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес экспонатов, произведений или их авторов. Посетителям следует обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не побеспокоить стоящих рядом.

Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место. Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается. Также недопустимо трогать техническое оборудование и особенно – прозрачные полиэтиленовые и стеклянные фрагменты витрин и стендов.

Если в момент посещения музея проводится экскурсия или мероприятие, нужно либо присоединиться к группе учащихся, либо отложить свое посещение.

При проведении экскурсии или мероприятия не следует задавать вопросов даже по существу темы. Для ответов на возникшие вопросы экскурсовод обязательно сделает паузу между тематическими комплексами, а при проведении мероприятия после него обязательно ведущий отведет время для общения с аудиторией.