Организация поисково-краеведческой работы музея — Пятницкая школа

Организация поисково-краеведческой работы музея

Организация поисково-краеведческой работы музея

Специфической особенностью Пятницкого школьного краеведческого музея является краеведческий характер, т.к. изучаются преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Профиль музея: историко– краеведческий.

Для эффективной и планомерной работы школьного музея определены цели и задачи. Целью создания и деятельности школьного музея является создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи школьного музея:

· активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;

· развитие их творческих способностей;

· приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям Тверского края, привитие чувства любви к родному краю;

· воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;

· привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

· формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

Воспитательная работа нашей школы всегда насыщена патриотическим содержанием, интересными формами работы. В воспитательной системе работы школы существует ряд мероприятий, которые проводятся в музее или с использованием музейных материалов. Для широкого представления оформлены стенды в коридорах школы. Детям нравится посещать школьный музей, они с большим интересом рассматривают фотографии и альбомы, старинные вещи, экспонаты, многие из которых можно трогать руками.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся, учителей и местного населения в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого используются основные пути сбора историко-краеведческого материала:

1. Планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры.

2. Экспедиционный сбор.

3. Прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволяет школьному музею:

— быть центром изучения истории края;

— принимать участие в районных, областных и всероссийских конкурсах;

— проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

— проводить на базе музея семинары и конференции преподавателей и краеведов с целью собрания методических материалов для учителей района;

— обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

— создавать фонд фото- и видеоматериалов.

Исследовательская работа:

— Экспедиции по местам древних поселений (берега рек Мологи и Кезы), по местам исчезнувших деревень, переписка с интересными людьми – выходцами из деревень нашего края, выпускниками школы с целью сбора материалов для восстановления исторической памяти.

— Походы к местам захоронений известных людей.

— Сбор статей, книг, брошюр, устных рассказов и преданий по истории края.

— Проведение исследовательских работ в области генеалогии.

— Совместная работа с Николо-Теребенским монастырем по вопросам изучения истории края и сбора материалов, проведение праздников.

Общественно-полезная работа.

Посещение выставок, новых экспозиций в районном и областных музеях.

Хочется остановиться на поисково-краеведческой работе музея. За 16 лет существования музея проведена огромная работа по поиску и систематизации исторического материала: археологических, литературных, генеалогических, фольклорных памятников, фотографий и др.

1. Собран материал по жемчужине края –Николо-Теребенском монастыре. Информация постоянно пополняется и используется для проведения экскурсий, конференций, краеведческих чтений.

2. Собран материал по истории Троицкого храма д.Наташино (с.Костовское). Оформлен доклад. Зачитан на краеведческих чтениях в 2012 году в Максатихинской библиотеке.

3. Собран материал по истории сел и деревень края. Постоянно пополняется. Используется для выступлений.

4. Собран материал по генеалогии дворянских семей. Постоянно пополняется. Используется для выступлений, обмена информацией в сети Интернет с краеведами и историками.

5. Собран материал по истории школы. Оформлены альбомы. Используются для выступлений, сочинений, праздников.

6. Собран материал об участниках Великой Отечественной войны. Оформлена Книга Памяти. Наш край – родина Героев Советского Союза Петрова А.П. и Смирнова В.А. В школьном музее альбомы о легендарных земляках, оформлена переписка с другими музеями, школами, родственниками Героев.

7. Собраны археологические находки (археологов-любителей) г. Твери. Это: орудийный прицел, взрыватели советских и германских авиабомб, гильзы патронов, солдатская каска и многое другое. Эти экспонаты – участники выставки 2013 года.

8. Собрана местная керамика: от маленького ритуального горшочка для освящения меда и мака до пивных корчаг. Также есть кринки, кувшины, кубышки, глиняные тарелки и рукомойник.

9. Собрана деревянная посуда: ночовки для веяния крупы, «кружок» — деревянное круглое блюдо для разделки мяса, корытце для рубки мяса, кадушки, бочонки, деревянные ложки.

10. Собрана часть фарфорового сервиза производства М.С.Кузнецова. Этот сервиз ранее принадлежал дворянам Стромиловым.

11. Собраны духовые (угольные) утюги разного вида.

12. Имеются и редкие вещи. Это портрет Императрицы Марии Федоровны. Портрет на бумаге, наклеен на холст и обрамлен в овальную раму. В музее есть также несколько картин, писанных маслом. Например, копия известной картины «Битва Пересвета с Челубеем» — 30 гг ХХ века. Автор этой копии учитель д. Бычиха И.К.Бычков.

В музее также выставлены:

— вращающееся зеркало в латунной оправе, пр-во Варшава, принадлежало дворянам Стромиловым;

— стеклянный восьмигранный графин с вензелем императора Николая I;

— патефон «Дружба», принадлежал Соловьевой М.К.

— деревянный ткацкий станок.

Основой музея стали вещи, принадлежавшие предкам руководителя музея Соловьева Николая Алексеевича. Николай Алексеевич – потомок старинного дворянского рода Стромиловых, из которого вышли известные люди: историк, публицист, общественный деятель Владимирской губернии Николай Семенович Стромилов, однокурсник М.Ю.Лермонтова поэт Семен Стромилов, 1-й комендант Кронштадта вице-адмирал Иван Николаевич Стромилов. А также Николай Алексеевич считает своими родственниками преподобного Макария Калязинского чудотворца, преподобного Паисия Угличского, Литовского короля Гедимина, графа А.А.Аракчеева, поэта Даниила Хармса. Тетя прапрадеда Соловьева Н.А. Любовь Алексеевна Стромилова стала крестной матерью младшей дочери художника Венецианова Фелицаты.