500 лет со дня обретения нетленных мощей святого Тверской земли – преподобного Макария Калязинского — Пятницкая школа

500 лет со дня обретения нетленных мощей святого Тверской земли – преподобного Макария Калязинского

8 июня и Тверская область, и весь Православный мир отмечают знаковое событие:  500 лет со дня обретения нетленных мощей святого Тверской земли – преподобного Макария Калязинского.

Кто же такие преподобные? Ответ на этот вопрос воспитанники летнего лагеря при нашей школе получили на мероприятии, посвященном этой памятной дате. Познакомил ребят с житием преподобного Макария, а также с тем, кто такие монахи, как они живут, во что одеваются, воспитатель Соловьёв Н.А.

Ребята посмотрели познавательный видеоролик о святом Макарии, внимательно послушали рассказ Николая Алексеевича. А потом с интересом задавали вопросы:  как называются части одежды монахов, почему они не едят мясо, как молятся. После интересной информации воспитатель предложил ребятам ответить на его вопросы. Заданий по теме праздника было много: дети нанесли на карту путь преподобного, назвали части одежды монахов, ответили на вопрос, кто из реальных исторических персонажей лично знал преподобного Макария. А в конце мероприятия ребята с удовольствием разрисовали раскраски на тему монашеской жизни и труда.

Преподобный Макарий Калязинский – один из самых известных святых Тверской земли. Происходил он из рода бояр Кожиных, принял монашеский постриг в Кашинском Николаевском Клобуковом монастыре, а потом пришел на берега Волги, в район современного города Калязина, где основал Троицкий монастырь. Жизнь преподобного пришлась на 15 век, когда еще по Руси скакали ордынские кони. Всю жизнь святой Макарий молился об избавлении от ордынского нашествия, и после знаменитого «стояния» на реке Угре, узнав о победе русской рати, преподобный возблагодарил Бога за такую милость. Он мирно почил в 1483 году, а уже в 1521 году обрели его нетленные мощи, и тогда начинается особый период в истории монастыря преподобного Макария, куда торопились тысячи паломников, чтобы помолиться у гроба святого.

Как же наш край связан с именем святого Макария? Когда-то в селе Лощемля жил князь Василий Иванович Енгалычев. В его доме часто останавливался художник А.Г. Венецианов, когда ездил в Николо-Теребенский монастырь на ярмарку. Незадолго до своей смерти художник получил заказ на написание образов для нового храма в честь преподобного Макария. Почти все эскизы икон были написаны, только не получался образ самого преподобного. Алексей Гаврилович ездил в Троицкий Калязинский монастырь, чтобы поближе познакомиться с изображениями святого, и беседовал с настоятелем.

Однажды ночью в селе Молдино, когда художник остановился у друга врача Ауэрбаха, Венецианову приснился сон, в котором старец велел написать образ преподобного таким, каким видел его в Лошемле. Художник с нетерпением ждал гонца от Енгалычева, и когда тот привез икону, с умилением узнал того, кто явился ему во сне. «Непонятный страх объял всё моё существо в какое-то тайное ожидание будущего», – вспоминала старшая дочь художника Александра Алексеевна. Ведь вторая половина сна предвещала скорую смерть её отцу. Вскоре сбылось и это предсказание: Венецианов погиб по дороге близ села Поддубье.

Несколько лет назад академик М.Н. Маров написал книгу о роде дворян Колюбакиных, из которого происходила его мама. В своей книге он упоминает, что Колюбакины и Кожины (род преподобного Макария) имеют общего предка – сына владетеля Флоренции графа Франсбека (Францбека Грабби). Мария Федоровна Колюбакина приходится Соловьёву Н.А. прапрапрабабушкой. Вот так память преподобного почитается у нас.