Выставка в Международный День музеев

      Выставка в Международный День музеев

18 мая музейные работники разных стран отмечают свой профессиональный праздник – Международный день музеев. И, конечно, в этот день они рады посетителям и готовы предложить что-нибудь интересное.

В нашем школьном краеведческом музее в этот день открылась небольшая экспозиция, посвященная художнику Никифору Степановичу Крылову. На стенде можно увидеть репродукции его немногочисленных картин, а также икон из храмов, где работал художник. Примечательно, что эти церкви находятся на Максатихинской земле. Это храмы Николо-Теребенского монастыря и Троицкая церковь Костовского погоста (ныне д. Наташино).

Биография художника, прожившего всего 29 лет, дает нам скупые сведения.

Художник Никифор Степанович Крылов родился в 1802 году в бедной семье калязинского мещанина. В начале 1820-х жил в работниках у местного иконописца, учился «с образов», работал со странствующей артелью калязинских иконописцев. В начале 1823 года расписывал с артелью иконостас в Николаевском Теребенском монастыре Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, где впервые встретился с А.Г.Венециановым. «Заметил я между живописцами-работниками одного, который и писал смелее прочих и был моложе других», — писал Алексей Гаврилович. В апреле 1824 года Никифор писал иконостас в новой Троицкой церкви Костовского погоста, строителем которой был князь  А.И.Путятин, сосед Венецианова. В  мае Никифор опять работал в Теребенском монастыре, где вновь встретился с Венециановым. В списке молодого художника были и серьезные работы на церковные темы. Так, в монастыре хранились девять икон-картин, принадлежавших письму Крылова. Это:

  1. 1657 чудесное избавление от пожара Соборной церкви, в которой стояла древняя чудотворная икона Святителя Николая
  2. 1664 г. повторение того же
  3. 1701 чудесное исцеление одной женщины от глазной болезни
  4. 1705 чудесное исцеление портного мастера, за воровство наказанного болезненными недугами и раскаявшегося
  5. 1709 исцеление Устюжского воеводина сына
  6. 1712 девицу не обретавшуюся долгое время в доме своем Святитель Николай представляет в дом ее
  7. 1802 чудесное исцеление крестьян в сельце Пхово г-жи Гликерии Федоровны Козляниновой
  8. 1804 Бежецкий помещик Куминов наказывается во время Бежецкого крестного хода в г. Бежецке за дерзкие и хульные слова, и по раскаянии, в виду всех исцеляется.
  9. 1805 исцеление расслабленного руками и ногами в г. Бежецке на реке Мологе

Две последних хранятся в Третьяковской галерее.

По просьбе Венецианова Никифор Крылов был принят под покровительство Общества поощрения художников. Летом 1825 года он приехал в Санкт-Петербург, поселился в доме Венецианова и стал одним из первых его учеников. В июле того же года Крылов получил разрешение посещать рисовальные классы Академии художеств. Написал «Вид палисадника при квартире Венецианова», приобретенный императрицей Елизаветой Алексеевной. В 1825-1827 годах выполнил ряд жанровых композиций, представленных на выставках Общества поощрения художников.  Одну из работ — «Мальчик со свечкою в руках» — приобрел П.П.Свиньин для «Русского музеума». В 1827 году за картину «Зима» и за портреты с натуры, экспонированные на выставке в Академии художеств, Крылов был награжден малой золотой медалью из числа наград Общества поощрения художников. В 1830 году был признан «назначенным» в академики и получил программу на звание академика «написать в естественную величину поколенный портрет Мартоса». Об исполнении программы сведений не имеется.

В последние годы жизни Н.С. Крылов добился больших успехов в портретной живописи. «Он остановился на портретной живописи и в оной отличен», — мнение А.Г. Венецианова.

Умер 28 июня (10 июля) 1831 в Санкт-Петербурге во время эпидемии холеры.