План гражданской обороны

Раздел I.

Краткая оценка возможной обстановки в школе в результате воздействия противника.

1. Краткая характеристика школы.

1.1. Полное наименование объекта и его реквизиты: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа»; сокращенное наименование — МБОУ «Пятницкая СОШ».

1.2. Почтовый адрес: 171935, Тверская область Максатихинский район, п. Труженик, ул. Садовая, д.7.

Телефон: 8 (48 253) 31345, факс 8 (48253) 31345, E-mail: marinatrofimova@lenta.ru.

Руководитель: Трофимова Марина Васильевна.

Зам. директора по АХЧ: Зверева Алёна Юрьевна.

1.3. Ведомственная принадлежность: Администрация Максатихинского района.

1.4 Сведения о вышестоящей организации:
Управление образования Администрации Максатихинского района
адрес: 171900, Тверская область, п. Максатиха, ул. Советская, 17
Тел.: (48253) 2-25-22, 2-15-37,
факс 2-25-22,
e-mail: maksat.kpmo@mail.ru

1.5 Форма собственности объекта: оперативное управление
Учредитель – Администрация Максатихинского района Тверской области
адрес: 171900, Тверская область, п. Максатиха, пл. Свободы, д.2.
телефон: (848253)2-29-20

1.6. Арендаторов нет.

1.7. Особенности образовательного учреждения:

Режим работы учреждения:
первая смена: с 08ч. 30 мин. до 15 ч. 30 мин.

Режим работы учреждения, распорядок дня.
1-11 классы (5-дневная рабочая неделя):
Расписание звонков:
8.30 – 9.15 – 1 урок
9.25 – 10.10 – 2 урок
Большая перемена
10.30 – 11.15 – 3 урок
Большая перемена
11.35 – 12.20 – 4 урок
12.30 – 13.15 – 5 урок
13.25 – 14.10 – 6 урок
14.20- 15.05 — 7 урок

Сведения о зданиях и сооружениях объекта
(сведения о каждом здании и сооружении объекта):
1. МБОУ «Пятницкая СОШ», п.Труженик, ул. Садовая, д.7
Год постройки: 1998
Материал, из которого построено здание и сооружение:
Фундамент – бутобетонный, ленточный
Стены и их наружная отделка, перегородки — кирпичные
Перекрытия (чердачные, междуэтажные) – железобетонные
Крыши – шифер, стропила деревянные
Полы – дощатые, плитка, линолеум
Проёмы оконные – блоки с двойными переплётами
Проёмы дверные – простые и филенчатые полотна
створными переплётами
Проёмы дверные – деревянные
2.Котельная, п.Труженик, ул.Садовая, д.7
Год постройки: 1998
Материал, из которого построено здание и сооружение:
Фундамент – железобетонный
Стены и их наружная отделка, перегородки — бетонные
Перекрытия (чердачные, междуэтажные) – железобетонные
Крыша – асбестоцементная
Полы – бетонные
Проёмы оконные – двойные деревянные
Проёмы дверные – дерево
2. Спортивный зал, п.Труженик, ул. Садовая дом 6
Материал, из которого построено здание и сооружение:
Фундамент – железобетонный
Стены и их наружная отделка, перегородки – бетонные, деревянные
Перекрытия (чердачные, междуэтажные) – железобетонные
Крыши – рулонная, наливная, асбестоцементная
Полы – деревянные, дощатые, бетонные
Проёмы оконные – блоки с двойными переплётами
Проёмы дверные – деревянные

Ограждение территории школы имеется, по всему периметру высота – 130 см;
материал, из которого ограждение изготовлено – дерево, сетка-рабица
Калитка постоянно открыта.

Перечень потенциальных опасностей на территории объекта и прилегающей местно-сти
МБОУ «Пятницкая СОШ» расположена в п.Труженик
На территории и в помещениях школы могут возникнуть чрезвычайные ситуации, угрожаю-щие жизни и здоровью людей, повреждением или уничтожением материальных ценностей. Такие чрезвычайные ситуации могут быть вызваны:
• крупной аварией на радиационно опасном промышленном объекте области, при которой произошел выброс в атмосферу радиоактивных веществ (РВ) или аварийно химически опас-ных веществ (АХОВ);
• пожаром в помещениях школы или в соседних зданиях;
• стихийными бедствиями, к которым относятся ливневые дожди, ураганные ветры, сильные морозы.
По территории поселка и района проходят автомобильные и железнодорожные магистрали.
По автомобильной трассе и железной дороге федерального значения перевозят различные грузы, в том числе представляющие опасность для населения в случае дорожно- транспорт-ных аварий, взрывов и т.п..

Характеристика возможной обстановки при аварии на радиационно опасном объекте
Наибольшую опасность представляет Калининская атомная электростанция, находящаяся на расстоянии 40 км. Она имеет четыре атомных реактора.
При аварии на КАЭС без разрушения ядерного реактора произойдет выброс в атмосферу радиоактивной парогазовой смеси. Дозы внешнего облучения во время прохождения радиоактивного облака при нахождении на открытой местности будут в пределах нескольких миллирентген. Кроме того, произойдет радиоактивное загрязнение кожного покрова и одежды.
При аварии с разрушением ядерного реактора произойдет выброс в атмосферу на высоту 2-3 км радиоактивных веществ, которые затем распространятся на значительное расстояние от АЭС со скоростью и по направлению среднего ветра. Выпад радиоактивных веществ про-должится несколько суток. За время прохождения облака от первичного выброса над Макса-тихинским районом учащиеся и постоянный состав, находящиеся на открытой местности, могут получить дозу внутреннего и внешнего облучения. Дозы на открытой местности за период выпадения радиоактивных веществ могут составить до 200 рентген. Максимальный уровень радиации на оси следа радиоактивного облака — около 10 р/час.В первые часы после выпада РВ спад уровней радиации составит:
— за первые сутки — в 2 раза;
— за трое суток — в 5 раз.
Помещение школы и оборудование, не защищенные специальным материалом, могут быть загрязнены РВ.

Характеристика возможной обстановки при аварии на химически опасных объектах
При возникновении аварии на химически опасных объектах (взрыв цистерн на железно-дорожной станции,.), связанной с разливом или выбросом в атмосферу аварийно-опасных химических веществ (АХОВ), наибольшую опасность представляют хлор и аммиак.
Хлор — зеленовато-желтый газ с характерным удушливым резким запахом. Поскольку его температура кипения — 34 градуса Цельсия, он может испаряться даже зимой. Хлор раздра-жает дыхательные пути и способен вызвать отек легких. Этот газ тяжелее воздуха в 2,5 раза, поэтому облако хлора будет стелиться по земле по направлению ветра, заполнять нижние этажи и подвальные помещения. При испарении в воздухе образует с водными парами белый туман. Поражающая концентрация при экспозиции 1 час составляет 0,01 мг/л; смертельная 0,1-0,2 мг/л.
Аммиак — бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта и едким вкусом. Вызывает поражение верхних дыхательных путей, может привести к отеку легких и смерти. Пора-жающая концентрация при шестичасовой экспозиции — 0,21 мг/л, смертельная при 30-минутной экспозиции — 7 мг/л. При высоких концентрациях (50-100 мг/л), смерть может на-ступить мгновенно. Пары аммиака в 1,73 раза легче воздуха. В случае аварии образуется об-лако загрязненного воздуха. В районе облака возникает очаг химического поражения.
.
Характеристика возможной обстановки при возникновении пожара
Пожар в помещении школы может возникнуть из-за нарушения персоналом или обучающи-мися правил пожарной безопасности, неисправности электрооборудования, а также в результате умышленного поджога с помощью взрывных или зажигательных устройств.
Наиболее вероятными причинами возникновения загорания (пожара) в помещениях могут быть:
— нарушение целостности электропроводки;
— применение нештатной электропроводки и проводки, выполненной с нарушением правил пожарной безопасности;
— применение в качестве электрозащиты некалиброванных предохранителей;
— использование в помещениях электросветильников в незащищенном положении, допус-кающем выпадение колб, раскаленных осколков ламп;
— нарушение правил пожарной безопасности при производстве работ с открытым огнем;
— перегрев оставленных без присмотра, включенных в сеть нагревательных и отопительных приборов, телевизоров и т.д.;
— курение и использование открытого огня в служебных помещениях.
Пожар, возникший в помещении, представляет серьезную опасность для здоровья людей и помещения школы.
Пожар, возникший от точечного источника загорания, будет, как правило, разгораться по-степенно и в течение первых минут опасности не представляет. Этого времени может быть достаточно, чтобы принять меры по тушению огня. При непринятии экстренных мер по ликвидации загорания и при наличии определенных условий пожар может в короткое время достичь угрожающих жизни людей размеров.
Пожар, возникший от применения специальных взрывных или зажигательных устройств, может сразу принять опасные для людей размеры, поэтому необходимы немедленные дейст-вия по их эвакуации из зоны распространения огня.

2. Краткая оценка возможной обстановки на территории школы после нападения
противника с применением оружия массового поражения, обычных современных средств поражения и действий диверсионных разведывательных групп (ДРГ).
При применении противником оружия массового поражения школа может оказаться в зоне сильных или средних разрушений. Большая часть несущих конструкций здания и ком-мунальных и энергетических сетей будет разрушена. На магистральной улице и подъездах к школе образуются завалы. Возможны пожары на территории школы и близлежащих строени-ях.
Система связи и оповещения в результате разрушения подземных и воздушных линий будет нарушена. Возможны высокие уровни радиации, нахождение под завалами погибших и раненых.
В результате применения противником обычных средств поражения и действий диверсионных разведывательных групп возможны следующие экстремальные ситуации:
– частичное разрушение этажей здания школы и повреждение систем электро — и водо-снабжения;
– пожары.

3. Выводы из оценки возможной обстановки.
1) При аварии на КАЭС с разрушением реактора вероятные дозы внешнего облучения во много раз превысят предельно допустимое значение, что опасно для здоровья и жизни лю-дей. Поэтому в данной ситуации необходимо проведение комплекса защитных мероприятий. Учитывая медленный спад уровней радиации на местности, наиболее эффективным способом защиты персонала и учащихся будет их временная эвакуация, проводимая в сжатые сроки.
3). Во всех случаях возникновения пожара необходимо вызывать пожарную команду по те-лефону 01.
При возникновении пожара в случае диверсии (поджог, взрыв) главной задачей будет спасе-ние людей, находящихся в очаге пожара или вблизи его.
Перечень мероприятий, осуществляемых в школы по предупреждению и снижению послед-ствий крупных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий, приводится ниже.

№ Наименование мероприятий Периодичность Ответственный
Организационные мероприятия
1 Планирование мероприятий по во-просам ГО и ЧС Один раз в год Начальник штаба ГО
2 Подготовка к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций Ежегодно по плану основных мероприя-тий Начальник штаба ГО
3 Обучение всех категорий персонала и обучающихся школы Ежегодно в соответст-вии с учебной про-граммой Начальник штаба ГО, ру-ководители подразделений школы
4 Проведение учений, тренировок Не реже двух раз в год Начальник штаба ГО
5 Проверка системы оповещения Ежеквартально Помощник начальника штаба ГО
6 Контроль состояния средств индиви-дуальной защиты на объектах и скла-де имущества гражданской обороны 2 раза в год Начальник штаба ГО, за-меститель директора шко-лы по АХЧ, руководители подразделений школы
7 Корректировка инструкций, документации, обновление уголков гражданской обороны При необходимости Начальник штаба ГО
Мероприятия материально-технического обеспечения
1 Накопление и обновление средств индивидуальной защиты Постоянно Заместитель директора школы по АХР
2 Накопление герметизирующих мате-риалов Постоянно Заместитель директора школы по АХР
3 Накопление средств для дезактивации и санитарной обработки Постоянно Заместитель директора школы по АХР

В связи с применением противником оружия массового поражения школа может ока-заться в зоне сильных или средних разрушений. Здание школы и коммунально-энергетические сети будут повреждены, возможны возникновения очагов пожаров, будет нарушен образовательный процесс и потребуется организация и проведение спасательных и др. неотложных работ по спасению людей из-под завалов.
Основными способами защиты персонала и учащихся будет использование средств индивидуальной защиты с последующей эвакуацией персонала и членов их семей в безо-пасную зону.
Отсутствие защитного сооружения в школе и значительное время, необходимое для эвакуации персонала и учащихся обусловливает возможность возникновения больших по-терь и пострадавших, особенно при внезапном нападении противника.
Применение противником обычных современных средств поражения и ДРГ по потенциально-опасным обьектам могут создать сложную радиационную, химическую и пожарную обстановку.
Оказание первой медицинской помощи потребуется:
— при планомерном ведении ГО — до 40% персонала и учащихся школы и л/с НАСФ.
— при внезапном нападении противника — до 90% персонала и учащихся школы с уче-том укрытия в ЗС;
При планомерном выполнении мероприятий ГО, при внезапном нападении противника и действиях ДРГ потребует проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ (АСДНР), основными из которых являются:
— расчистка завалов и подъездов к зданиям со стороны улицы Центральной- расчист-ка лестничных маршей и проходов в здании школы;
— локализация и тушение очагов пожаров внутри здания;
— спасение людей из-под завалов внутри зданий: при планомерном ведении ГО — до 5%; , при внезапном нападении противника — до 50% численности персонала и учащихся школы;
— оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.

Раздел II.
Выполнение мероприятий гражданской обороны в школе
при планомерном переводе ГО с мирного на военное время.

1. Порядок перевода гражданской обороны с мирного
на военное время.

первоочередные мероприятия ГО 1-ой группы:
с получением распоряжения из штаба ГО ЧС Администрации Максатихинского района или Управления образования Администрации Максатихинского района на выполнение первоочередных мероприятий ГО
1-ой группы:
— организовать оповещение и сбор руководящего состава школы и поставить задачу;
— привести в готовность систему связи и оповещения, установить круглосуточное дежур-ство расчёта ПУ;
— уточнить расчёт выдачи СИЗ постоянному составу;
— уточнить план ГО;
— определить мероприятия по защите постоянного состава и учащихся от АХОВ;
— провести подготовительные мероприятия по обеспечению охраны общественного порядка и противопожарной защите.
первоочередные мероприятия ГО 2-ой группы:
с получением распоряжения на выполнение первоочередных мероприятий ГО 2-й группы:
— провести оповещение и сбор руководящего состава школы и поставить задачу;
— руководящий состав перевести на круглосуточный режим работы;
— выдать СИЗ постоянному составу;
— организовать изготовление и выдачу средств защиты органов дыхания — ватно-марлевых повязок (для учащихся);
— обеспечить помощь в организации и проведении эвакомероприятий (по указанию главы Администрации Максатихинского района;
— подготовить к вывозу действующие и архивные документы.
мероприятия общей готовности ГО:
с получением распоряжения на выполнение мероприятий ГО – общая готовность:
— провести оповещение и сбор руководящего состава;
— довести обстановку и поставить задачу руководящему составу школы;
— провести в полном объёме мероприятия по защите материальных ценностей;
— уточнить расчёты на проведение эвакомероприятий постоянного состава школы;
— подготовленные документы для архива сдать в архив комитета образования;
— провести мероприятия по обеспечению светомаскировки.
2. Организация защиты персонала и членов их семей.
2.1. Организация укрытия в защитных сооружениях.
Школа не имеет защитных сооружений. С момента получения сообщения о воздушной опасности время эвакуации из здания школы не должно превышать 20 мин.
2.2. Противорадиационная и противохимическая защита.
Средствами индивидуальной защиты (СИЗ) постоянный состав обеспечивается из запа-сов школы.
Независимо от наличия СИЗ, изготовить во время учебного процесса простейшие сред-ства индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки).
2.3. Организация медицинской защиты.
Медицинскую защиту, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия проводить по решению и с помощью медицинской службы п.Максатиха
Медицинскую помощь на маршрутах эвакуации осуществлять с помощью медработни-ков из числа эвакуируемых.
2.4. Организация мероприятий по эвакуации.
С получением распоряжения на проведение эвакомероприятий объявить сбор сотрудни-ков и учащихся. Довести распоряжение на проведение эвакомероприятий.
Поставить задачу эвакогруппе школы, организовать взаимодействие с районной эвакокомиссией и приступить к эвакуации.
Эвакуации подлежат все учащиеся и все работники школы.
3. Организация управления и связи.
Оповещение постоянного состава осуществлять по телефонам городской АТС, средствам мобильной связи и посыльными в соответствии со схемой оповещения.
Управление мероприятиями общей готовности ГО осуществлять с пункта управления, расположенного в кабинете директора школы. Связь ПУ с вышестоящими органами ГО ЧС осуществлять по телефонам городской сети (или сотовой связи) в соответствии со схемой управления.
С объявлением первоочередных мероприятий ГО второй группы руководящему составу перейти на круглосуточный режим работы в 2 смены, в соответствии с графиком дежурства.
Донесения представлять в комитет образования по городской телефонной сети и посыль-ными через каждые 2 часа, при резком изменении обстановки – немедленно.
Организация оповещения персонала и учащихся в рабочее время осуществляется по систе-ме голосового сообщения. Этот способ позволяет доводить информацию до всего персонала и учащихся в течение двух минут.
Организация оповещения руководящего состава, заместителей, начальников служб, НШ ГО, руководителей НАСФ и др. должностных лиц согласно приказу об организации ГО, и всего персонала школы в нерабочее время осуществляется согласно схемы оповещения
Оповещение персонала школы при размещении в безопасной зоне осуществляется через местную систему оповещения и связи (телефон, радиостанции).
4. Организация и проведение спасательных работ.

Проведение спасательных на территории школы осуществляется силами постоянного со-става и учащихся старших классов и включает:
— проведение спасательных работ небольшой сложности;
— оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
— поддержание общественного порядка на территории школы и в помещениях;
— участие в организации мероприятий по эвакуации.
В школе создана эвакуационная комиссия, в составе которой 5 чел.
5. Организация основных видов обеспечения мероприятий ГО.

В школе созданы нештатные аварийно-спасательные формирования – группы ГО и ЧС (не-военизированные формирования):
Группа № 1. Санитарный пост – 4 чел.
Группа № 2. Пост охраны общественного порядка – 3 чел.
Группа № 3. Пост радиационного и химического наблюдения – 2 чел.
Группа № 4. Пункт выдачи средств индивидуальной защиты – 10 чел.

5.1. Разведка и наблюдение:
— данные по разведке и окружающей обстановке получать через Управление образования Ад-министрации Максатихинского района.

5.2. Инженерное обеспечение:
Укрытий в школе нет. Подвальное помещение и цокольный этаж здания отсутствует.

5.3. Медицинское обеспечение:
Медицинское обеспечение осуществляется:
— постоянный состав и учащиеся участковыми врачами по месту жительства;
— больничное обслуживание ведётся Центральной районной больницей п. Максатиха.
При проведении эвакомероприятий медицинское обслуживание осуществляется:
— на сборном эвакопункте и в пути следования – санитарным постом;
— на промежуточных пунктах эвакуации — пунктами медицинской помощи;
— на приёмном эвакопункте — медицинским персоналом ПЭП.

5.4. Противопожарное обеспечение:
Для проведения противопожарных мероприятий следует иметь в исправном состоянии пожарные гидранты с рукавами, ёмкости с водой, огнетушители, противопожарные щиты, ящики с песком.
Противопожарное обеспечение школы осуществляется силами противопожарного отделения (добровольной пожарной дружины) численностью _3__ человек.
Возможности противопожарного отделения – локализация пожара в ОУ при односто-роннем фронте огня – 50 метров.

5.5. Обеспечение общественного порядка:
Создана группа охраны общественного порядка из постоянного состава для усиления пропускного режима, организации патрулирования по периметру школы, для оказания помо-щи во время эвакомероприятий из здания школы. Группа охраны общественного порядка по распоряжению начальника штаба ГО в случае необходимости может быть дополнена учащи-мися 10-11 классов школы.
6. Организация взаимодействия.
Взаимодействие с близлежащими учреждениями, организациями и объектами экономики осуществляется по следующим вопросам:
— оповещение;
— обмен информацией о сложившейся обстановке;
— ведение спасательных работ;
— укрытие на случай повторного удара;
— эвакуация работников и учащихся школы;
— обеспечение общественного порядка и сохранности материальных ценностей.
1. Оповещение постоянного состава организуется имеющимися в школы средствами связи и оповещения согласно схеме оповещения.
2. Руководство выполнением мероприятий гражданской обороны осуществляется согласно специально разработанному календарному плану.
3. Боевой расчёт командного пункта гражданской обороны школы размещается в кабинете директора школы (Садовая , д.7, 1-й этаж).
4. Связь осуществляется по телефонам АТС, средствам мобильной связи и посыльными.
Организация взаимодействия с органами военного командования и территориальными фор-мированиями ГО осуществляется по вопросам медицинского обеспечения, а также инженер-ной, противопожарной, химической, радиационной защите, восполнения всех видов ресур-сов, транспортного обеспечения и другим вопросам со следующими учреждениями:

Номера телефонов дежурных служб:

Единая дежурно- диспетчерская служба района — 8(48253)22920
Зав. отделом по делам ГО, защиты населения и территорий от ЧС Администрации
Максатихинского района – 8(48253)22793

УМВД России по Максатихинскому району (оперативный дежурный) – 02

Скорая медицинская помощь – 03

Раздел III.
Выполнение мероприятий гражданской обороны в школе при внезапном нападении противника.

1. Организация и проведение мероприятий по сигналу о воздушной опасности («Воздушная тревога!»):
• довести сигнал до сотрудников и учащихся школы;
• отключить источники электроэнергии, тепла и водоснабжения;
• выдать сотрудникам и учащимся СИЗ (при их наличии);
• провести эвакуацию сотрудников и учащихся школы;
• ввести режим светомаскировки (в темное время).

2. Организация и проведение мероприятий по сигналу об отбое воздушной опасно-сти («Отбой воздушной тревоги»):
• продублировать сигнал «Отбой воздушной тревоги» по всем сохранившимся средствам оповещения и связи;
• установить связь с ПУ с вышестоящими органами ГОЧС и доложить предварительные данные о сложившейся обстановке;
• ввести в действие план ГО;
• принять меры к восстановлению управления, связи и оповещения;
• организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим силами медицинского поста школы;
• оценить обстановку и принять решение на ведение спасательных работ;
• ввести режим радиационной защиты (при наличии указаний);
• обеспечить организацию и проведение эвакуации в безопасную зону постоян-ного состава (по указанию главы Администрации Максатихинского района).

Мероприятия при угрозе возникновения производственных аварий, катастроф и сти-хийных бедствий (режим повышенной готовности)
С получением сигнала оповещения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации начальник гражданской обороны школы вводит режим повышенной готовности. Исходя из сложившейся обстановки организуются следующие мероприятия:
— в течение 10 минут по действующим средствам связи работники школы оповещаются об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, проводится сбор руководящего состава обра-зовательного учреждения для постановки ему конкретных задач;
— через 20 минут силами администрации и командиров формирований ГО и ЧС начинает осуществляться наблюдение за обстановкой на территории школы и вокруг образовательно-го учреждения;
— осуществляется круглосуточное дежурство руководящего состава;
— в течение первого часа после получения сигнала приводятся в готовность пункты выдачи средств индивидуальной защиты, пост радиационного контроля и санитарный пост;
— в течение второго часа уточняется план действий по предупреждению и ликвидации чрез-вычайных ситуаций;
— столовая переводится в режим автономной работы;
— проводятся мероприятия по медицинской и противоэпидемической защите обучающихся и постоянного состава;
— проводятся профилактические противопожарные мероприятия силами работников и обслу-живающего персонала школы.

Мероприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и сти-хийных бедствий (чрезвычайный режим)

Оповещение о чрезвычайной ситуации.
Оповещение населения об обстановке при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий производится путём подачи сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», обозначаемого звуком сирен, гудков и других средств оповещения, и затем передачи текста сообщения по радио- и телевизионной системам. В школе это сообщение передаётся путем дублирования его короткими звонками, с помощью внутришкольной системы сотовой связи и с помощью посыльных.

Мероприятия при аварии на радиационно-опасном объекте.
При получении сообщения об аварии на КАЭС с выбросом в атмосферу радиоактивных ве-ществ:
— в течение 15 минут оповестить всех обучающихся и постоянный состав об обстановке, пре-кратить занятия;
— в течение часа:
• поставить задачи руководящему составу школы;
• развернуть пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
• раздать их всем обучающимся и постоянному составу;
• провести инструктаж школьников по их действиям и правилам оповещения на зараженной РВ местности;
• провести йодную профилактику;
• развернуть пост радиационного наблюдения;
• вести контроль радиационной обстановки во дворах и при входе в школу;
• установить связь с зав. отделом по делам ГО и ЧС и Управлением образования Админист-рации Максатихинского района;
— в случае, если позволяет обстановка, отпустить всех обучающихся домой;
— в целях обеспечения всего личного состава школы средствами индивидуальной защиты получить их на складе ГО и ЧС района, выдать обучающимся и постоянному составу;
— в течение двух часов после получения средств индивидуальной защиты провести с обу-чающимися их индивидуальную подготовку и тренировочные занятия по тренировке умений пользоваться данными средствами;
— для укрытия обучающихся и постоянного состава привести в готовность коридоры и поме-щения первого и второго этажей, провести их герметизацию, укрыть оборудование специ-альными материалами.
При выпадении радиоактивных осадков в районе расположения зданий школы (при получе-нии сигнала «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ» или по расчетному времени подхода зара-женного РВ воздуха):
— в течение 10 минут укрыть людей в герметичных помещениях, надеть средства защиты ды-хательных путей (противогаз, респиратор, ватно-марлевую повязку);
— вести непрерывное радиационное наблюдение обстановки вокруг зданий школы;
— в местах укрытия людей организовать групповой дозиметрический контроль и учет доз ра-диации, полученной обучающимися и персоналом;
— быть в готовности к экстренной эвакуации обучающихся и персонала.

Мероприятия при аварии на химически опасном объекте.
При получении сообщения об аварии на химически опасном объекте с выбросом аварийно-опасных химических веществ (АХОВ):
• немедленно оповестить всех обучающихся и персонал о сложившейся обстановке;
• в течение 15 минут прекратить занятия;
• в течение 30 минут загерметизировать помещения, определенные для укрытия, приготовить их к приему людей, подготовить средства индивидуальной защиты к выдаче, провести инструктаж о мерах защиты и действиях при угрозе поражения АХОВ, организовать наблюдение за внешней средой;
• уточнить маршрут эвакуации.
При возникновении опасности поражения людей АХОВ:
• немедленно укрыть всех в герметичных помещениях (от поражения хлором – на втором этаже школы, от аммиака – на первом этаже);
• загерметизировать входные двери, наружные окна, вентиляционные отверстия.
При обнаружении запаха АХОВ немедленно использовать средства защиты органов дыха-ния:
— от хлора — противогаз ГП-5, респиратор РУ-60 с патроном «В», а так же респиратор «Лепе-сток» или ВМП, смоченные 3 % раствором соды;
— от аммиака — респиратор РУ-60 с патроном КД, респиратор «Лепесток», ВМП, любые тка-невые повязки, смоченные водой или 5 %-ным раствором лимонной кислоты.

Мероприятия при пожаре.
При обнаружении возгорания оборудования, помещения, электропроводки или признаков начинающегося пожара (задымление, запах гари, повышение температуры, срабатывание сигнала пожарной сигнализации):
• вызвать пожарную охрану по телефону 01;
• доложить директору школы;
• начать тушение огня, используя огнетушители и подсобные средства.
В рабочее время по команде директора школы, его заместителей дежурный по режиму от-крывает все двери запасных выходов для возможной эвакуации всех лиц, находящихся в школе.
При эвакуации весь личный состав выстраивается во дворе по классам и подразделениям для проверки.
При возникновении большого огня или сильного задымления:
— принять меры по срочной эвакуации всех людей, находящихся в школе;
— убедиться, что все эвакуированы;
— оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Мероприятия при заражении помещения ртутью.
При обнаружении ртути в помещении:
— немедленно прекратить занятия, удалить из помещения всех обучающихся;
— оградить место разлива и принять меры к недопущению в помещение людей (закрыть по-мещение, вывесить соответствующее объявление);
— оповестить центр санэпиднадзора, вызвать на место происшествия его представителя;
— организовать медицинский осмотр людей, оказавшихся в зоне заражения;
— из обслуживающего персонала назначить ответственных, которые будут проводить работу по удалению ртути (демеркуризацию помещения);
— выдать для проведения демеркуризации ватно-марлевые повязки (респираторы), противогазы, резиновые сапоги, перчатки и комбинезоны;
— подготовить необходимый инвентарь для удаления ртути (веники, сметки, жесткие щетки, металлические ложки, пылесос, закрывающуюся стеклянную тару), а так же хозяйственное мыло и соду для приготовления моющего мыльно-содового раствора (содержит 10 % хозяй-ственного мыла и 5 % соды), нагреть его до 70-80 градусов Цельсия.

Мероприятия при угрозе террористического акта.
При угрозе террористического акта:
— оповестить об этом обучающихся и постоянный состав через подачу сигнала:
— по громкоговорящей связи;
— короткими звонками;
— с помощью сотовой связи;
— с помощью посыльных;
— открыть двери всех запасных выходов;
— прекратить учебные занятия, эвакуировать обучающихся и постоянный состав в безопасные зоны;
— установить постоянную связь с управлением внутренних дел района, быть готовыми сопровождать по всем помещениям школы их представителей;
— доложить о случившемся в штаб ГО и ЧС и в Управление образования Администрации Максатихинского района;
— при необходимости запросить силы и средства для ликвидации последствий террористиче-ского акта.
Приложения:

№1. Схема оповещения и связи.

Примечание:
Основные сокращённые обозначения

АСДНР — аварийно-спасательные, другие неотложные работы;
АСФ — аварийно-спасательные формирования;
АХОВ — аварийно-химически опасное вещество;
ГО — гражданская оборона;
ДРГ — диверсионные разведывательные группы
ЕДДС — единая дежурно-диспетчерская служба;
КП — командный пункт;
ЛВЖ — легко-воспламеняющиеся жидкости
НГО — начальник гражданской обороны;
НАСФ — нештатные аварийно-спасательные формирования
НШ ГО — начальник штаба гражданской обороны
ОД — оперативный дежурный;
ОМП — оружие массового поражения;
ОЗС — обслуживание защитного сооружения;
ПОО — потенциально опасный объект;
ПСО — поисково-спасательный отряд;
ПСС — поисково-спасательная служба;
ПУ — пункт управления;
ПЧ — пожарная часть;
РХБЗ — радиационная, химическая, биологическая защита;
СИЗ — средства индивидуальной защиты;
ХОО — химически опасный объект;